Что такое шрифт?

Светлана Себякина — арт-директор CBI Consult, графический дизайнер, шрифтовой дизайнер и преподаватель Британской высшей школы дизайна.

Что для тебя шрифт? Почему из всего многообразия дизайн профессий ты выбрала типографику?

Шрифт для меня сейчас это как заархивированный символ информации, визуализация функции текста и в дальнейшем глубинное распаковывание информации визуальной и функциональной, заложенной в образе шрифта. Почему? Потому что при помощи графической стилистки назначенной шрифту, за счёт того какое историческое наследие несёт в себе эта графическая стилистка — всё это и создаёт тот магический шарм присутствия шрифта и его влияние на восприятие всей визуальной культуры. При помощи шрифта мы передаём информацию и визуализируем эту информацию — это очень круто. Тем более сейчас, когда образов шрифтов становится всё больше, и даже кириллических, то формировать правильную коммуникацию при помощи шрифта и типографики становится всё интереснее и увлекательнее.

А раньше (до более близкого знакомства с ним, со шрифтом) для меня шрифт был простым и каким-то даже бездушным инструментом при помощи которого я просто переносила информацию от клиента в визуальное поле, не придавая значения тому, как много силы заложено в образ шрифта!

Только после некоего столкновения чего-то с чем-то, от чего происходит взрыв, это как при зарождении новой звезды — ты начинаешь понимать глубину смыслов и образов. Вот это со мной и произошло когда я училась в British Higher School of Art & Design на курсе «Визуальные коммуникации» и где познакомилась ближе со шрифтами при помощи потрясающих преподавателей. И в дальнейшем решила продолжить обучение в той же школе на курсе «Шрифт и Типографика», чтобы знать, уметь, понимать и визуализировать в шрифтах полученные знания.

За что ты так любишь буквы? :)

Вот за скрытый смысл я и полюбила буквы. Это как в Братстве кольца, у врат была загадка. Чтобы врата открылись, надо было отгадать загадку — Скажи друг и ворота откроются. Надо знать и понимать тот язык, на котором говорят БУКВЫ, чтобы ворота открылись.

Чем создание логотипа для тебя отличается от создания шрифта?

Создание логотипа и создание шрифта. Кто знает логотип Coca-Cola? ВСЕ! Кто знает шрифт AvantGardeGothic Херба Любалина — мне кажется в сотни раз, а то и в тысячи раз меньше людей всего мира, хотя по сопоставимости того, как эти типографические образы повлияли на визуальный мир сегодняшний — они равны! Конечно по силе воздействия образ логотипа во сто крат сильнее, чем образ шрифтовой, так как мы видим в логотипе ещё более заархивированную информацию о бренде. Но в каждом из этих двух абстрактных монстров, влияющих на мир, ЛОГОТИП и ШРИФТ — в них есть сила и они оба влияют на нас, на мир, но просто иногда логотип воздействует на мир быстрее, а шрифт медленнее, но по силе они равны.

Ты преподаешь в ВHSAD. Какую основную идею относительно создания шрифтов ты доносишь до своих студентов?

Я преподаю в British Higher School of Art & Design с 2009 года. Основная идея, которую я транслирую своим студентам — освободи свой разум, делай то, что любишь — так как базовая графическая идея которая закладывается в основу разрабатываемого шрифта это твоя идея, так как чаще всего и особенно в начале пути работы над проектированием шрифтов это не коммерческая заказная история, а чаще всего порыв души и анализ рынка )))) Поэтому я часто цитирую это «Человек есть, то, что он любит. Потому он это и любит, что он есть часть этого». Иосиф Бродский.

Мы очень много экспериментируем со студентами, так как именно в поиске, в экспериментальном поиске можно найти ключевую идею для шрифта и не только для шрифта. Даже можно сказать так, я учу придумывать эксперимент, чтобы «сгенерить» идею для шрифта.

experiments

Расскажи про некоторые шрифты, которые ты разработала? В чем их идея?

Я задумалась и стала считать сколько шрифтов я разработала и насчитала 5 — Alien, Alike, Blackstring, Blue Plastic Cup, Cbiair. Так как их не очень много расскажу о каждом по чуть-чуть.

Alien — это пиксельный шрифт, с изменяемой константой, для получения бОльшего количества начертаний на основе одного скелета, это финальная работа первого семестра на курсе «Шрифт и Типографика». Графема/идея этого шрифта — меня вдохновил образ любимого киноперсонажа из фильма «Чужой». Потому что, привнося некоторое изменение в генную систему шрифта (в константе) я получала нового ксеноморфа — новое начертание.

Alike — шрифт с чешскими историческими изломами, это антиква. В своё время я была очень вдохновлена чешскими шрифтовыми формами и это вдохновение дало мне толчок на проектирование антиквы с чешскими «изломами». Поэтому и название своему дипломному шрифту на курсе «Шрифт и Типографика» я дала такое Alike (похожий, подобный).

Blackstring — это шрифт-шутка, в основе лежит объект повседневного использования стринги. Мне подумалось, можно ли эту форму — гибкую форму данного объекта преломить под шрифт, который можно спрограммировать в фонтлабе. Оказалось — можно.

Black String

Blue Plastic Cup — шрифт который родился из нескольких образов и функций. История о том, когда окружающие нас объекты в определённый момент могут «склеиться» самым неожиданным образом. Так простой пластиковый стаканчик с полым ободком на краешке стакана, куда затекала каллиграфическая тушь — стакан стал кистью, которой можно писать буквы.

Blue Plastic Cup

Cbiair. Требовался свежий интересный и с нужными стилистическими моментами акцидентный шрифт.

Cbiair — шрифт спроектированный в CBI Consult для проекта юбилейного издания — книга «80 лет МЕТРОГИПРОТРАНС. ИДЕЯ. ВРЕМЯ. ЖИЗНЬ».

Такого не нашлось в продаже у шрифтовых компаний. Оценив ситуацию и собранный материал для книги, я решила, что акциденцию сделаем сами. И вот, опираясь на многочисленные архивные прекраснейшие архитектурные чертежи со шрифтовыми экзерсисами архитекторов Метрогипротранс в период 1935 года и по начало 2000, была придумана и спроектирована нужная акцидентная шрифтовая история. Что и логотип мероприятия празднования 80-летия Метрогипротранс был выполнен на основе скелета этого нового акцидентного шрифта Cbiair.

Какая работа для тебя была самой сложной, с вызовом? Почему?

Сложной и с вызовом — такой не помню! Если то, что ты делаешь, тебе нравится, то даже самый сложный момент в памяти останется, как маленький камушек, попавший в сандаль, и который был с лёгкостью выброшен.

В каких изданиях можно познакомиться с твоими работами?

Интервью:

Публикации в книгах и журналах:

  • Focus on M & T: Special Materials & Technology in Graphic Design, Dopress Books, China
  • Lettering: Beyond Computer Graphics, Daniel Blanco, Barcelona, Spain
  • 3D Typography, by Jeanette Abbink & Emily CM Anderson, Mark Batty Publisher, NY
  • New Illustration With Type, by Martin Dawber, Anova Books, London
  • Type Player, Sandu Publishing, Guangzhou, China
  • Defaultmagazine 2, based in London and Istanbul
  • Identity № 14 Журнал о брендинге и коммерческом дизайне

Сайты:

Ты уже много лет работаешь в CBI. Почему именно CBI? Какие возможности он тебе дает для развития в профессии?

Почему СBI? Мы нашли друг друга в тот самый момент, когда нуждались друг в друге. CBI Consult — совокупность различных возможностей для моего развития, как профессионала. Во-первых, это площадка с отличной командой. Во-вторых, CBI это суперский руководящий состав. И в-третьих, у нас отличные клиенты попадаются!